Бизнес Малый бизнес: выбираем сферу приложения

Малый бизнес: выбираем сферу приложения

Рано или поздно идея открыть собственный бизнес посещает каждого среднестатистического россиянина. При этом основными стоп-факторами, мешающими осуществить задуманное, чаще всего становятся две вещи...

Рано или поздно идея открыть собственный бизнес посещает каждого среднестатистического россиянина. При этом основными стоп-факторами, мешающими осуществить задуманное, чаще всего становятся две вещи: отсутствие стартового капитала или полное непонимание того, в какой сфере реализовать свои усилия.

Причем, как утверждают эксперты, отсутствие денег – далеко не самое страшное препятствие для бизнесмена, имеющего удачную бизнес-идею. Гораздо сложнее начинать бизнес тем, кто имеет стартовый капитал, достаточный для открытия предприятия малого бизнеса, но не имеет представления, в какой сфере деятельности можно этот капитал приложить, извлекая при этом максимум выгоды.

Когда закон работает против бизнеса

Примечательно, что рекомендации аналитиков далеко не всегда совпадают с мнением чиновников, ответственных за развитие этого самого малого бизнеса.

«Однозначных рекомендаций на тему, в какой сфере бизнес-усилия будут наиболее востребованы, я бы давать не стал, – заявил заместитель руководителя комитета по предпринимательству Андрей Таев. – Причин этому несколько. Если говорить о направлениях, которые будут выбраны государством приоритетными и получат соответствующую поддержку, то список этот, хотя и был обещан правительством РФ к 1 апреля, до сих пор не готов. Учитывая общий курс развития, принятый нынешним президентом, могу предположить, что не прогадают те, кто вложит средства в развитие инновационного бизнеса, частных образовательных и дошкольных учреждений, строительство и производство. Практически 60% предприятий малого бизнеса заняты в сфере оптово-розничной торговли. Еще несколько лет назад эта цифра была еще выше – около 70%, однако ввиду жесткой конкуренции в этом секторе произошло перераспеределение. Думаю, эта тенденция продолжится, поэтому я бы не назвал торговлю перспективным направлением для тех, кто только пробует себя в коммерции. Сегодня больше бизнесменов проявляют интерес к гостиничному бизнесу, общепиту, услугам транспорта и связи, занимаются строительством.

Выбирая сферу приложения бизнес-усилий, стоит хотя бы минимально изучить действующее законодательство. В отличие от крупного, мелкий и средний бизнес очень чувствительно реагирует на все обновления действующего законодательства, которые, к сожалению, не всегда учитывают его интересы. Скажем, с увеличением в этом году ставок страховых платежей многие предприниматели оказались перед выбором: закрывать бизнес или переориентироваться на деятельность в тех сферах, где пока еще сохранены льготные ставки. Произошли изменения в плане ужесточения требований к выдаче лицензий на торговлю алкоголем – это немедленно привело к оттоку индивидуальных предпринимателей из сектора торговли. К сожалению, сложно предсказать, какие еще законодательные новшества предпримет в ближайшее время наше государство. Поэтому давать какие-то долгосрочные прогнозы или рекомендации для малого бизнеса я бы не рискнул».

Только теория

«Вполне очевидно, что на сегодняшний день оптимальные сферы развития для малого бизнеса – сектор розничной торговли и платных услуг населению, – считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. – В общем-то это естественно, вполне нормальная ситуация, объективная практика характерная и для мирового рынка в целом. Основные причины – сравнительно низкий барьер входа, который подразумевает относительно небольшой объем первоначальных инвестиций, а также средний уровень необходимых компетенций. То есть развитие подобных проектов, как правило, не требует специфических знаний и навыков, необходимых, например, для наукоемких стартапов, что делает доступным их развиие для широкого круга потенциальных предпринимателей».

И корректировки на практике

«Вполне очевидно, что самые привлекательные для вложения сферы экономики – строительство, торговля, производство продуктов питания, – считает организатор школы системного управления бизнесом Виталий Сторожевых. – Вопрос в условиях, которые предлагаются бизнесу на практике. К примеру, в некоторых отраслях очень сильна коррупционная составляющая, и закрепиться там новичку практически невозможно. Его будут «выдавливать» и конкуренты, и чиновники. В таких условиях прежде, чем открыть бизнес, нужно собрать максимум информации. Как правило, препоны начинаются уже на этапе оформления разрешительных документов. И для предпринимателя это может стать своеобразным «звоночком» – предупреждением, что дальше проблемы будут только сложнее. С точки зрения здравого смысла и мировой практики самый легкий путь для развития бизнеса «с нуля» – встроиться в уже существующие товарные потоки. Самый быстроокупаемый, но и очень конкурентный бизнес – торговля продуктами питания и лекарствами – товарами ежедневного спроса. Бизнес в сфере услуг более трудоемкий, как правило, требует привлечения большого количества дополнительной рабочей силы

Гостиничные миражи и общепитовские пряники

«Убежденность, что построить хорошую гостиницу просто, достаточно велика среди начинающих бизнесменов, – удивляется президент группы компаний «Столия» Виктор Зверев. – Однако при всей кажущей легкости этого бизнеса срок окупаемости больших проектов составляет как минимум 10 лет. Вкладываться на столь долгие сроки сегодня очень рискованно и вряд ли по силам мелкому и даже среднему бизнесу. А вот что касается вхождения в структуру придорожного сервиса, строителства мини-отелей и кемпингов, я бы назвал это направление перспективным для малого бизнеса. Сегодня руководство области активно пытается развить въездной туризм в области, опять же мы рассчитываем на воплощение замысла центра «Победа». Это даст надежду предприятиям малого бизнеса. Срок окупаемости таких мини-отелей будет минимальный. Главное – соблюсти все необходимые формальности при открытии, удовлетворить требования всех контролирующих инстанций. Это требует времени, но не так сложно, как кажется. Эти же рекомендации я бы спроецировал и на другую сферу бизнеса – предприятия общепита.

Не стоит замахиваться на открытие дорогого клуба и ресторана, даже если есть необходимые средства. Важно иметь опыт и правильно выбрать рыночный сегмент. Еще лет 15 назад потребителю достаточно было предложить заведение со стандартной европейской кухней и музыкой, и успех быдл гарантирован. Сегодня люди идут не просто наесться, люди выбирают формат, выбирают кухню: будет это кофейня, где варят превосходный кофе по-ирландски или заведение, где подают бесподобную итальянскую пиццу. Не стоит изобретать Америку: чаще всего достаточно бывает изучить опыт тех успешных предприятий общепита, которые сегодня на слуху: «Макдональдс», «Крошка-картошка», «Рустерс» и другие. Впоследствии нужно сориентироваться по ситуации: какого именно заведения не хватает в вашем городе, районе. Может, это будет чебуречная, а может – детское кафе. Открывая каждое из заведений группы компаний «Столия», мы также делаем анализ рынка, изучаем опыт аналогичных предприятий, работающих в столице, стараемся брать проверенную рецептуру и проверенные технологии. Чтобы заведение было успешным, оно не обязательно должно быть крупным. Многие предпочитают отдыхать в уютной и немноголюдной атмосфере. А вот в кухне должна быть изюминка. Если нет своих идей, всегда можно заключить франчайзинговый договор и воспользоваться проверенными наработками. Правда, тогда самодеятельность уже не будет приветствоваться владельцами франшизы».

Торговые метаморфозы и местный колорит

«Тройка самых перспективных сфер приложения усилий малого бизнеса, на мой взгляд, включает туризм, сферу обслуживания и интернет-торговлю, – считает управляющий партнер инвестиционного агентства «Дельта Капитал» Роман Титов. – Причем, говоря о туризме, я имею в виду как раз не просто создание туристического агентства, а использование тех природных и исторических возможностей, что в изобилии предлагает нам область. На волне возрастающего внимания руководства области к этой сфере развития региона я бы особенно советовал активизироваться в этом направлении бизнесменам из сельских районов области. Организация экскурсионных маршрутов, обустройство мест отдыха, аттракционы и общепит с местным колоритом – то, что будет привлекать интерес в ближайшее время. На волне еще не завершившегося кризиса по-прежнему актуальной остается сфера услуг. Люди еще не вернули докризисные финансовые возможности, поэтому вместо покупки новой вещи предпочитают починить старую. В этом свете еще долгое время будут актуальны всевозможные ремонтные и сервисные мастерские. Я бы не рекомендовал делать большие ставки на развитие традиционного бизнеса в сфере торговли.

Сегодня предпринимателям достаточно сложно выдерживать конкуренцию с сетевыми магазинами. А вот организация интернет-торговли, на мой взгляд, – дело настоящего и будущего. Объем on-line торговли постоянно растет, и этому есть объективные предпосылки. Во-первых, этот бизнес связан с меньшими начальными затратами. Во-вторых, в силу особенностей развития экономики, это по определению более конкурентрная форма бизнеса. Наконец, если все же сильно желание заниматься именно торговлей, я бы рекомендовал попробовать себя в качестве дилеров крупных заводов. Эта рекомендация особенно актуальна для тех предпринимателей, кто торгует на рынке, имея инженерное или любое другое специальное торговое образование. Такая форма ведения бизнеса, как дилерство, позволит не только получать более весомый доход, нежели аренда прилавка на рынке, которая в итоге часто только позволяет сводить концы с концами. Часто это еще и огромный стимул к развитию личности самого человека, который вынужденно похоронил свои профессиональные амбиции. Дилерство – прекрасная возможность применить на практике свои специальные знания и заработать на этом».

Фото: Изображение с сайта Malbiznes.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем