Бизнес Экономика Восстанавливаем утерянную трудовую книжку

Восстанавливаем утерянную трудовую книжку

Владимир проработал на одном месте несколько лет. За это время фирма несколько раз меняла свою правовую форму и название – сливалась с другими компаниями и реорганизовалась. При увольнении выяснилось, что трудовая книжка Владимира потерялась. При этом в документе был зафиксирован солидный стаж на предыдущих местах работы. О том, как Владимиру восстановить потерянный документ и кто должен этим заниматься – он сам или работодатель, рассказывают эксперты ChelFin.ru.

Игорь Васильев, представитель Государственной инспекции труда

: «Владимир должен был еще при первой реорганизации спросить у руководства, почему его не знакомят с каждой вносимой в трудовую книжку записью о выполняемой работе или переводе на другую постоянную работу. В соответствии с правилами ведения и хранения трудовых книжек работодатель обязан ознакомить ее владельца с этими данными (под подпись в его личной карточке, в которой повторяется запись, внесенная в трудовую книжку).

Также в соответствии с указанными правилами работодатель обязан своими силами и за свой счет восстановить утраченную трудовую книжку. Ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. При этом ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя.

За нарушение установленного настоящими правилами порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную законодательством.

В данном случае, судя по всему, работодатель не собирается восстанавливать Владимиру трудовую книжку. За защитой своих прав он может обратиться в профсоюз (если таковой есть на предприятии), в прокуратуру или в суд. Также он может обратиться в Государственную инспекцию труда при условии наличия трудового договора. И тогда госинспектор своим предписанием обяжет работодателя восстановить трудовую книжку.

Следует обратить внимание Владимира на тот факт, что работодатель обязан выдать работнику в день увольнения (последний день работы) его трудовую книжку с внесенной в нее записью об увольнении. При задержке документа по вине работодателя, внесении неправильной или не соответствующей федеральному закону формулировки причины увольнения работника работодатель обязан возместить сотруднику не полученный им за все время задержки заработок. Днем увольнения (прекращения трудового договора) в этом случае считается день выдачи трудовой книжки.

О новом дне увольнения работника (прекращении трудового договора) издается приказ, а также вносится запись в трудовую книжку. Ранее внесенная запись о дне увольнения признается недействительной в порядке, установленном правилами порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек».

Олег Росляков, юрист по трудовому праву юридической компании «Версаль»

: «Если была утеряна трудовая книжка, не стоит отчаиваться. Из этой ситуации всегда есть выход. Согласно правилам ведения и хранения трудовых книжек в случае утери трудовой книжки вы должны сразу составить письменное заявление на имя работодателя по последнему месту работы. При оформлении дубликата трудовой книжки в него вносятся:

  • сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления к данному работодателю, подтвержденному соответствующими документами;

  • сведения о работе и награждении (поощрении), которые вносились в трудовую книжку по последнему месту работы.

Общий стаж работы записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения работодателя, периодов работы и должностей работника.

Если документы, на основании которых вносились записи в трудовую книжку, не содержат полных сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в этих документах сведения.

При массовой потере трудовых книжек в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и другие обстоятельства) трудовой стаж всех работников устанавливается специальной комиссией, в состав которой входят представители работодателей, профсоюзов, а также других заинтересованных организаций.

Установление факта работы, сведений о профессии, должности и периодах работы у данного работодателя происходит на основании документов, имеющихся у работника (справка, профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, расчетная книжка и т. п.), а в случае их отсутствия – на основании показаний двух и более свидетелей, знающих работника по совместной деятельности. Если работник до трудоустройства в последнюю организацию уже работал, комиссия принимает меры для получения документов, подтверждающих этот факт.

По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа работника. Далее работодатель на основании акта комиссии выдает работнику дубликат трудовой книжки. В случае если документы не сохранились, стаж работы, в том числе установленный на основании свидетельских показаний, может быть подтвержден в судебном порядке.

Между тем работодатель, по вине которого была утеряна трудовая книжка, может быть привлечен к материальной ответственности по статьям 232–234 Трудового кодекса. Иск должен подать пострадавший работник. Размер материальной ответственности определяет суд – сюда может входить как компенсация морального вреда, так и расходы, связанные с необходимостью сбора документов для оформления дубликата трудовой книжки.

Привлечение к административной ответственности возможно в случае, если при проверке работодателя инспекцией по труду (происходит по заявлению работника) у него не окажется трудовых книжек на всех работников, проработавших в организации свыше пяти дней. Инспектор по труду выписывает работодателю штраф на основании Кодекса об административных правонарушениях (ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»).

Татьяна, лишилась трудовой книжки по вине работодателя: «Сразу после окончания университета я устроилась на работу в филиал тюменской компании, где тогда работало всего несколько человек. В головной компании мне завели трудовую книжку, которую я, кстати, ни разу не видела.

За четыре года моей работы организация несколько раз преобразовывалась и меняла свое название. Соответственно, меня периодически увольняли из одной и принимали во вновь созданную компанию. В ноябре 2008 года я ушла в отпуск по уходу за ребенком.

Пока я была в декрете, грянул кризис, и организация стала потихоньку разваливаться. Филиал закрыли в мае 2009 года, но меня странным образом не сократили и не уволили. Не знаю, как у них там все это было оформлено документально, но меня ни о чем не оповещали – руководство не выходило на связь и ничего не объясняло. В итоге мне еще и причитающееся пособие по уходу за ребенком за полгода не заплатили.

Я пробовала дозвониться в главный офис – телефоны не отвечали, мобильный директора был недоступен. Писала заказные письма с уведомлениями в Тюмень. Ходила в трудовую инспекцию. Там меня опять же отправили в тюменскую инспекцию – на месте они ничего сделать не могли.

После я написала заявление в прокуратуру. Но это тоже ничем не закончилось. Потом обращалась в приемную президента и к челябинскому омбудсмену по правам человека Алексею Севастьянову через электронные приемные. Отовсюду приходили только отписки.

В письме от Севастьянова мне сообщили, что если работодатель делал отчисления в пенсионный фонд, то этот период работы войдет в трудовой стаж. Узнавать же о том, уволена я в итоге или нет, нужно непосредственно у работодателя, отправив ему письменный запрос. Что я в общем-то делала и раньше, но никакого ответа не получила. Ни в одной из инстанций мне так никто внятно и не объяснил, как восстановить трудовую книжку. В итоге в 2010 году у меня появилась новая работа и абсолютно чистая трудовая книжка».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем